- Самым распространенным прибором дня этих целей является упомянутый выше компрессометр. В отличие от незамысловатых отечественных конструкций иностранные фирмы выпускают целые наборы с комплектом переходников (адаптеров), позволяющих проводить измерения на автомобилях любых марок и моделей.
- Удобны в работе и компрессографы. Их назначение то же, но результаты измерений записываются на бумаге или специальных пластиковых карточках, что дает возможность архивировать их для последующего сравнения в разные периоды эксплуатации автомобиля. Недостатком компрессографа является трудность оценки динамики нарастания давления при прокрутке коленвала.
- Быстро и эффективно измеряют компрессию современные мотортестеры. Эти приборы фиксируют фактически не давление, а амплитуду пульсации электрического тока, потребляемого стартером во время прокрутки - ведь чем выше давление в цилиндре, тем больше затраты мощности стартера на вращение коленвала. Тем самым удается одновременно измерить компрессию во всех цилиндрах всего за несколько оборотов, не прибегая к выворачиванию свечей, что особенно важно для многоцилиндровых недостаток мотортестера - получаемые результаты выражаются в относительных единицах, например, в процентах к цилиндру, работающему лучше. Лишь самые дорогие мотортестеры способны измерять абсолютную величину компрессии в каждом цилиндре, но это возможно только на основе большого числа статистических данных по конкретной модели двигателя и их сопоставления с действительным давлением в цилиндре.
Некоторые дефекты и неисправности бензиновых двигателей, выявляемые измерением компрессии
|
Неисправность
|
Признаки неисправности
|
Компрессии, МПа
|
полностью открытая заслонка |
закрытая заслонка |
Полностью исправный двигатель |
Отсутствуют |
1,0-1,2 |
0,6-0,8 |
Трещина в перемычке поршня |
Синий дым выхлопа, большое давление в картере |
0,6-0,8 |
0,3-0,4 |
Прогар поршня |
То же, цилиндр не работает на малых оборотах |
0,5-0,5 |
0-0,1 |
Залегание колец в канавках поршня |
То же |
0,2-0,4 |
0-0,2 |
Задир поршня и цилиндра |
То же, возможна неустойчивая работа цилиндра на холостом ходу |
0,2-0,8 |
0,1-0,5 |
Деформация клапана |
Цилиндр не работает на малых оборотах |
0,3-0,7 |
0-0,2 |
Прогар клапана |
То же |
0,1-0,4 |
0 |
Зависание клапана |
То же |
0,4-0,8 |
0,2-0,4 |
Дефект профиля кулачка распредвала (для конструкций с гидротолкателями) |
То же |
0,7-0,8 |
0,1-0,3 |
Повышение количества нагара в камере сгорания в сочетании с изношенными маслосъемными колпачками и кольцами |
Повышенный расход масла с синим дымом выхлопа |
1,2-1,5 |
0,9-1,2 |
Естественный износ деталей поршневой группы |
То же |
0,6-0,9 |
0,4-0,6 |
|