Новый фильтр заворачивают на место вручную

Система смазки двигателя служит для уменьшения износа поверхностей трущихся деталей и снижения потерь энергии на трение. Кроме этого, масло отводит от смазываемых узлов теплоту, удаляет из зазоров продукты износа, предохраняет от коррозии, создает давление в узлах двигателя, имеющих гидропривод (гидрокомпенсаторы клапанов, натяжители цепи ГРМ). Конструктивно система смазки - это совокупность устройств, каналов и соединительных элементов (патрубков), по которым во время работы двигателя масло непрерывно циркулирует, очищается от загрязнений, охлаждается и вновь подводится к трущимся поверхностям.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В современных автомобильных двигателях используется комбинированная система смазки: к наиболее ответственным узлам трения - коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, опорам распределительного вала и т.д. - масло подается под давлением по специальным каналам, остальные детали смазываются разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров.
Циркуляцию масла внутри системы обеспечивает насос, который из масляного картера через маслоприемник закачивает масло по главной магистрали в фильтр. Из фильтра очищенное масло поступает в центральный канал, а затем распределяется по сети более мелких каналов, проточенных в блоке и головке цилиндров, коленчатом и распределительном валах, к трущимся узлам, смазываемым под давлением.
Масло, вытекающее из подшипников коленчатого и опор распределительного вала, разбивается движущимися шатунами и кривошипами на мельчайшие капельки, которыми смазывается зеркало цилиндров, поршневые кольца, поршни, поршневые пальцы и т.д., а затем возвращается в маслокартер, который служит не только для хранения масла, но и для его охлаждения. Понятно, что приведенная нами схема работы системы смазки достаточно условна. Применительно к тому или иному двигателю возможны некоторые изменения в конструкции. В частности, в некоторых моторах под давлением могут смазываться валики коромысел клапанов, поршневые пальцы, а в турбодвигателях предусмотрена смазка под давлением опор вала турбокомпрессора, нередко в системах смазки можно встретить и масляный радиатор.
За поддержание в системе рабочего давления отвечает редукционный клапан в маслонасосе. При слишком высоком давлении редукционный клапан приоткрывается, и часть масла возвращается на вход в масляный насос. Кроме этого, два клапана расположены в фильтре: перепускной клапан срабатывает при засорении фильтрующего элемента и, чтобы не оставить двигатель на "голодном пайке", направляет неочищенное масло мимо фильтра прямиком в центральный масляный канал; противодренажный клапан не позволяет маслу вытекать из системы после остановки двигателя.
Самыми уязвимыми по отношению к низкому давлению в системе смазки являются шатунные вкладыши
Контроль за работой системы смазки производится с помощью манометра и (или) датчика аварийного давления масла, срабатывающего при падении давления примерно до 0,4-0,8 кгс/кв.см.
ДИАГНОСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ
Если автомобиль движется со скоростью 80-120 км/ч, то при нормальном состоянии двигателя и температуре охлаждающей жидкости 80-90 град. С давление масла в системе должно быть в пределах 2-5 кгс/кв.см. При работе двигателя на минимальных оборотах холостого хода допускается уменьшение давления масла до уровня не ниже 0,3 кгс/кв.см. На части автомобилей манометр не входит в штатную комплектацию. Проверить давление можно с помощью контрольного манометра, который имеется в арсенале многих, в том числе и не самых продвинутых, авторемонтных мастерских. Прибор подключают на место штатного датчика, а давление определяют при работе двигателя с частотой вращения коленчатого вала не ниже 3 тыс. об/мин.
Несоответствие величины давления масла приведенным величинам является тревожным симптомом и указывает на появление в системе смазки неисправностей, а работа двигателя с низким давлением масла чревата самыми непредсказуемыми последствиями. Самое худшее, что может случиться - двигатель "стуканет", то есть заклинят и провернутся вкладыши коленчатого вала (чаще всего шатунные, поскольку они первыми испытывают масляное "голодание"). Потребуется дорогостоящий ремонт, так что откладывать в долгий ящик выяснение причин низкого давления - себе дороже.
Чаще всего причиной недостаточного давления в системе смазки, если только не отказал датчик, что тоже не редкость, становятся чрезмерные зазоры в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала, через которые масло, не встречая сопротивления, активно вытекает из системы. Для устранения дефекта двигатель разбирают, шейки коленвала перешлифовывают, вкладыши заменяют.
Иногда виновником низкого давления оказывается редукционный клапан - если из-за загрязнения масла под клапан попали посторонние частицы. Случается, что загрязнилась сетка маслоприемника, после удара маслокартером о камень на дороге сломался маслозаборник, по причине износа требует ремонта масляный насос. Наконец, возможна и такая причина, как низкий уровень масла.
Слишком высокое давление масла не так опасно, как низкое, однако оно может просигнализировать о засорении каналов системы смазки.
Ремонт системы смазки заключается не только в обнаружении и ликвидации причин низкого давления в системе, проверке состояния узлов системы после их разборки, но и в устранении течей по различным прокладкам и манжетам, имеющим свойство с течением времени терять герметичность.
Масляными каналами пронизаны многие детали двигателяВ эксплуатации чрезвычайно важно периодически проверять уровень масла в маслокартере двигателя
Что касается технического обслуживания системы, то здесь следует строго придерживаться рекомендаций завода-изготовителя автомобиля в части вязкостно-температурных и качественных характеристик моторного масла и сроков его замены (разумеется, с одновременной заменой масляного фильтра).
Сливать отработанное масло лучше на прогретом двигателе - тогда оно хорошо и быстро "уходит" из поддона. Иногда старый фильтр не удается сорвать с места вручную, даже обернув его корпус наждачной бумагой. В крайнем случае, фильтр можно пробить насквозь (его все равно выбрасывать) длинной отверткой, и действовать ею как рычагом, но лучше для этого дела иметь специальный ключ, который можно приобрести в автомагазине или изготовить самостоятельно.
Перед установкой нового фильтра резиновое кольцо под ним слегка смазывают маслом. Заворачивают новый фильтр на место только вручную. После заправки свежим маслом двигатель следует завести, дать ему немного поработать и проверить, не появились ли течи масла вокруг фильтра и по сливной пробке поддона. Двигатель останавливают, вновь проверяют уровень масла и при необходимости его доливают.
МОТОРНОЕ МАСЛО
При выборе масла не обращайте внимания на наличие на канистрах надписей ultra, super и тому подобных. Это не более чем рекламные уловки фирм-производителей, а истинное качество масла скрыто под аббревиатурами SAE, API, ACEA и т.д.
Классификатор SAE определяет вязкостно-температурные свойства масел. Большинство современных моторных масел являются всесезонными, поэтому индекс SAE, как правило, включает две цифры, причем после первого числа стоит буква W (Winter - зима), подтверждающая, что масло допущено для использования в зимних условиях. Впрочем, белорусская зима существенно отличается от западноевропейской, и в этой связи надо знать, что масло с индексом 15W можно использовать только до наступления морозов порядка -18 градусов. При более низких температурах масло 15W просто перестает прокачиваться по узким каналам системы смазки. Для круглогодичного применения в условиях Беларуси больше подходят масла с индексами 0W, 5W и 10W. Однако если ежегодный пробег автомобиля превышает 20 тыс. км, а владелец меняет масло дважды в год и приурочивает замену к моменту проведения сезонного обслуживания, то на теплый период года целесообразно залить в двигатель что-нибудь с индексом не ниже 15W - при экстремально высоких температурах такие масла остаются более вязкими и лучше сопротивляются старению, поскольку их основа более стойка против испарения. И еще: при подборе масла по индексу SAE надо стремиться, чтобы разница между первым и вторым числами в маркировке была по возможности больше - такое масло рассчитано на работу в широком диапазоне температур.
Эксплуатационно-технические качества масел определяются индексами API и ACEA. Следует учитывать, что применение масла более низкого класса по API и АСЕА, чем рекомендуется в заводской инструкции по эксплуатации, просто не допустимо. А вот потенциал масел классом выше рекомендованного может оказаться неисчерпанным ко времени очередной замены, так что часть денег, потраченных на покупку слишком высококачественного для двигателя продукта, сработает вхолостую.
Смешивать масла, произведенные разными компаниями, даже если эти продукты имеют одинаковые характеристики вязкости и категории качества, приготовлены на одной основе (минеральные, синтетические или полусинтетика), нельзя. Они могут оказаться абсолютно несовместимыми по содержащимся в них присадкам.
Надо ли периодически промывать систему смазки? Поскольку в системе накапливаются продукты разложения масла и износа деталей двигателя, то промывка, разумеется, полезна. Между прочим, производители ГСМ считают, что самый лучший способ промывки системы - использовать не присадки, а обычные моторные масла, только чаще их заменять.
МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ
Задача масляного фильтра - очищать масло от загрязнений и тем самым поддерживать его свойства на должном уровне в течение всего срока использования в двигателе. По понятным причинам и ресурс самого фильтра ограничен определенным сроком, значительное превышение которого чревато загрязнением фильтрующего элемента и увеличением вследствие этого гидравлического сопротивления фильтра, что может привести к масляному "голоданию" в подшипниках коленчатого вала и других ответственных соединениях двигателя.
Чтобы этого избежать, в конструкции масляных фильтров предусмотрен перепускной клапан, который открывается и пропускает неочищенное масло в главную магистраль двигателя. От аварийной поломки двигатель будет спасен, но затягивать с заменой фильтра не следует, поскольку вся грязь, содержащаяся в масле, не встречая преград, проникает к трущимся деталям.
Главное при покупке нового фильтра - не приобрести подделку под какую-нибудь известную марку. Требуйте сертификат. Обратите внимание на качество окраски - авторитетные производители даже такие дефекты, как подтеки, шагрень, наплывы на лакокрасочном покрытии, не влияющие на работоспособность фильтра, относят тем не менее к браковочным признакам. Потрясите фильтр или ударьте по нему ребром ладони. Любое дребезжание, стук или какой-нибудь шум внутри фирменного фильтра просто невозможен, настолько плотно пригнаны друг к другу его детали.